Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей" (МБОУ "Лицей")
О школе
Герб лицея – плод усилий всего коллектива лицея. В течение 2003-2004 учебного года комиссия работала над проектами герба, которые представлялись как коллективами классов, так и отдельными лицеистами. В результате долгих споров был одобрен проект герба, который был принят по итогам лицейского голосования.
Поскольку главной целью лицея является воспитание истинно интеллигентного человека, то в центре Герба помещен факел – символ постоянного горения, энергии, творчества. Он является ядром «Храма наук», олицетворяющего собой единение учителей и учеников в стремлении к главной цели.
Четыре ступени – четыре параллели: восьмые (нижняя), девятые, десятые и одиннадцатые классы.
Античные колонны и портик – универсальные символы торжества культуры, искусств. Они же олицетворяют связь эпох, преемственность поколений, а также гуманитарную сферу деятельности лицея.
Воображаемое ядро окружено орбитами с вращающимися на них электронами, что символизирует естественно – математическое направление в деятельности лицея, а также неразрывную связь этих двух составляющих.
Кроме того, орбиты – это различные сферы приложения интересов, проявления творческих способностей лицеистов; это, наконец, символ нашей эпохи.
Белое здание храма – символ чистоты помыслов, святости традиций, мудрости. Красный фон – отсвет факела, символ силы знаний и красоты.
Три холма, на которых стоит «Храм наук», – это символ исторической родины лицея – Новомосковска, в гербе которого присутствует этот элемент.
Зеленый цвет – символ торжества жизни, изобилия.
Два конца ленты, сходящиеся вверху у магистерской шапки, символизируют два направления обучения, стремящиеся к одной цели.
Магистерская шапка и перо – средневековые символы учености, мудрости, неустанных трудов на интеллектуальном поприще.
История школы
«И в просвещении стать с веком наравне…»
А.С. Пушкин
Эти слова гениального поэта стали девизом педагогов и учащихся первого в городе Новомосковске инновационного образовательного учреждения - лицея.
Так все начиналось.
Приказ № 524
по Тульскому областному управлению народного образования. Тула от 4 июля 1990 г.
Об открытии лицея на базе УПК г. Новомосковска
На основании письма Министерства народного образования РСФСР № 433/8 от 27.06.1990 г.
П Р И К А З Ы В А Ю
1. Открыть лицей на базе УПК г. Новомосковска. При открытии лицея руководствоваться Положением о лицее и штатным расписанием № 296/1-13 от 26.06.90 г.
Начальник управления народного образования В. М. ПЕТРОВИЧЕВ
Уже с первых дней существования лицея были определены его основные задачи, принципы существования, цели и идеалы.
Главной задачей лицея является обучение, воспитание и подготовка к самостоятельной деятельности человека нового этапа развития России; общей целью – восстановление и формирование интеллектуального и нравственного потенциала России путем предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих способностей; важнейшими принципами – гуманизация процесса обучения и гуманитаризация содержания образования.
Ведущими педагогическими идеями, положенными в основу работы педагогического коллектива, являются:
- развитие творческих способностей лицеистов, формирование
- творческой личности, уважение к таланту;
- взаимное доверие и уважение педагогов и лицеистов.
Идеалом Новомосковского лицея стал Царскосельский лицей, знаменательной датой в жизни лицея является 19 октября – «Лицея день заветный». В этот день происходит посвящение в лицеисты вновь принятых восьмиклассников и встреча с выпускниками.
Образование и формы обучения
Обучение в МБОУ "Лицей" ведется в очном формате в одну смену.
Программа развития
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» г.Новомосковска – образовательная организация, представляющая собой сложившуюся систему, имеющую свою историю, репутацию, традиции и перспективы дальнейшего развития.
Специфичными характеристиками нашего учебного заведения являются:
- высокая степень интегрированности воспитательной составляющей во все образовательные процессы с момента основания лицея;
- насыщенность и интенсивность лицейской жизни;
- высокая степень мотивированности всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагогический коллектив) на достижение высоких результатов;
- бережное отношение к традициям лицея (конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Эврика», выпуск газеты «Лицейские ведомости», праздник Дня лицея и некоторые другие мероприятия, существующие в лицее практически с года основания и по сегодняшний день);
- стремление к развитию и укреплению единого разновозрастного сообщества учащихся (шефство старшеклассников над 5 и 6 классами, многочисленные творческие объединения, в состав которых входят учащиеся разных классов и возрастов, совместные экскурсии классов, День самоуправления и пр.)
- отсутствие в лицее начального звена общего образования;
- отсутствие закрепленной за учебным заведением территории: лицеисты приезжают на учебу не только из разных районов города Новомосковск, но и из близлежащих городов и поселков;
- с 2008 года МБОУ «Лицей» является базовой площадкой кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Тульской области «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» (ГОУ ДПО ИПК и ППРО) и работает над темой «Педагогические условия формирования социальной успешности личности лицеиста в контексте модели гуманистической воспитательной системы «Школа социального успеха».
Программа развития МБОУ «Лицей» на 2016-2021 год была нацелена на становление целостной образовательной среды школы, обеспечивающей доступное и качественное образование в соответствии с требованиями инновационного развития социально-экономической сферы Российской Федерации.
Сейчас перед коллективом лицея стоит задача по пересмотру программы, определению точек роста и разработке маршрута по достижению целей, которые должны отвечать вызовам современности, соответствовать основным направлениям развития общества, быть нацеленными на ориентиры Национального проекта «Образование» и согласовываться с идеями теории гуманистических воспитательных систем. Разработка новой программы развития обусловлена несколькими факторами:
• наличие высокой степени неопределенности и непредсказуемости внешней среды и ее требований к образовательному учреждению, особенно в условиях ограничительных противоэпидемиологических мер;
• недостаточностью ресурсного обеспечения образовательного процесса;
• объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев лицейского сообщества и партнеров образовательного учреждения;
• осознанием необходимости именно системных преобразований.
При этом под развитием мы понимаем процесс управляемого развития, качественного преобразования образовательной организации, направленного на улучшение школы, процессов ее жизнедеятельности и результативности через осмысленное введение новшеств.
Программа развития МБОУ «Лицей» на 2022-2026 годы (далее Программа) является основой для организации образовательной деятельности лицея и предназначена для дальнейшего совершенствования и развития образовательной организации. Программа является стратегическим документом, отражающим основные ориентиры современной государственной политики в области образования с учетом особенностей развития системы образования города и области.
Программа определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития образовательного учреждения, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений.
Программа строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития МБОУ «Лицей» всех заинтересованных в этом субъектов образовательного процесса, в том числе социальных партнеров.
Программа является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, определяющих основные направления развития образовательного учреждения. Программа содержит краткий анализ ситуации в школе, характеристику важнейших проблем развития, стратегические установки дальнейшего преобразования, мероприятия по реализации стратегии развития, правовое, организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение развития системы образования в школе.
Программа призвана ответить на новые запросы времени и, вместе с тем, обеспечить преемственность в процессе реализации с предыдущей Программой развития. Принципы построения данной Программы соответствуют основным принципам, указанным в программе модернизации образования – доступность, качество, эффективность и характеризуют вектор направленности всей системы образования, отвечая на вопрос: каким должно быть образование в России.
В своем развитии МБОУ «Лицей» ориентируется на следующие приоритетные ценности общества и культурно-образовательной среды: -обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей (возрастных, психологических, физиологических, интеллектуальных и др.), потенциальных возможностей, личностной направленности, образовательных потребностей и создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
В соответствии с приоритетными ценностями Программа развития - это целостная система действий, учитывающая потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности, социума.
Реализация Программы развития предполагает изучать не только достижения прошлого, но и стратегии будущего, способы деятельности и инновационные технологии, которые будут необходимы в будущем. Обучающихся необходимо вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности, соотнося их с потребностями общества; - создание условий для раскрытия потенциала участников образовательного процесса и обеспечение сопровождения каждому обучающемуся. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для успешной социализации и максимального раскрытия способностей детей с признаками одаренности. Для этого в лицее должно более тесно взаимодействовать, сотрудничать с семьей, сделать более открытой систему управления для родителей (законных представителей) и общества.
Принципы построения Программы ориентированы на личность ребенка и создание условий для разностороннего развития его способностей и внутреннего духовного мира. Программа рассчитана на сотрудничество педагогов и обучающихся, обучающихся друг с другом, педагогов и родителей, лицея в целом с социальными партнерами; на целенаправленное взаимодействие основного и дополнительного образования.
Программа направлена на обеспечение:
- потребности общества в передаче социального значимого опыта последующим поколениям;
- потребности МБОУ «Лицей» в сохранении традиций и имиджа лицея как ведущего образовательного учреждения города;
- потребности родителей и обучающихся в возможности выбора разнообразных образовательных маршрутов, в выборе профиля класса в средней школе как одного из условий получения равного доступа к качественному образованию;
- потребности государства, родителей, педагогов и обучающихся в создании организационно-педагогических условий для обеспечения образовательного процесса, ориентированного на сохранение и приращение здоровья его основных участников.
Таким образом, деятельность лицея направлена на создание образовательной среды, обеспечивающей профессиональное и личностное самоопределение участников образовательного процесса, и на основе этого повышение качества образовательного процесса.
Представляется, что именно это обеспечит:
- доступность качественного образования;
- развитие системы государственно-общественного самоуправления;
- направленность деятельности как педагогического, так и ученического коллективов на творчество, поиск, самоопределение;
- создание благоприятного психологического климата в школе;
- положительную динамику вовлеченности лицеистов в учебно-воспитательную деятельность.